Тематическое планирование по биологии, подготовка к ЕГЭ учащихся 11-х классов

биология
Введение Биология как наука. История
развития биологии. Уровни организации живой материи.
1
2 Введение Признаки живых организмов.
(Критерии)
1
3 Цитология Химическая организация клеток:

Неорганические вещества.

1
4 Цитология Химическая организация клеток:

Белки.

1
5 Цитология Химическая организация клеток: ферменты 1
6 Цитология Химическая организация клеток: углеводы и липиды 1
7 Цитология Строение клеток: Цитоплазма и органоиды 1
8 Цитология Строение клеток: Ядро 1
9 Цитология Транспорт веществ в клетке. 1
10 Цитология Обмен веществ и превращение энергии в клетке. 2
11 Цитология Жизненный и митотический цикл клетки. Деление клеток. 1
12 Организм как биологическая система. Разнообразие организмов (прокариоты и эукариоты, вирусы) 2
13 Организм как биологическая система. Размножение организмов. Способы размножения. Мейоз.
Индивидуальное развитие – онтогенез
3
14 Организм как биологическая система. Наследственность и изменчивость. 3
15 Организм как биологическая система. Основы селекции. Биотехнология. 1
Царство бактерии Особенности организации, многообразие и значение
представителей царства бактерии.
1
16 Царство Грибы Особенности строения и многообразие представителей царства
Грибы.
1
17 Ботаника Царство Растения: Низшие растения – Водоросли: строение,
многообразие, значение
1
18 Ботаника Царство Растения: Высшие растения. Мхи: строение,
многообразие, жизненный цикл.
1
19 Ботаника Царство Растения: Высшие растения. Отделы Плауновидные,
Хвощевидные, Папоротниковидные.
1
20 Ботаника Царство Растения: Высшие растения. Отдел Голосеменные. Строение, многообразие и значение 1
21 Ботаника Царство Растения: Высшие растения. Отдел Покрытосеменные:

Строение, значение, многообразие.

1
22 Зоология Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Тип Простейшие 1
23 Зоология Царство Животные. Подцарство Многоклеточные. Тип
Кишечнополостные. Особенности строения, многообразие
1
24 Зоология Царство Животные. Подцарство Многоклеточные: Тип Плоские
черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви
1
25 Зоология Тип Моллюски. Особенности строения, многообразие 1
26 Зоология Тип Членистоногие. Особенности строения, многообразие 1
27 Зоология Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.
Класс Ланцетник.
1
28 Зоология Тип Хордовые. Подтип Черепные (Позвоночные). Класс Рыбы.

Класс Земноводные.

1
29 Зоология Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы, Класс
Млекопитающие.
1
30 Анатомия и физиология человека. Общий план строения тела человека. Клетки. Ткани. Органы.
Системы органов. Целостный организм.
1
31 Анатомия и физиология человека. Покровы тела. 1
32 Анатомия и физиология человека. Опорно-двигательная система. Мышечная система. 1
33 Анатомия и физиология человека. Система органов пищеварения. 1
34 Анатомия и физиология человека. Внутренняя среда организма. Система органов
кровообращения.
1
35 Анатомия и физиология человека. Система органов дыхания 1
36 Анатомия и физиология человека. Система органов выделения Половая система. 1
37 Анатомия и физиология человека. Эндокринная система. Гуморальная регуляция организма 1
38 Анатомия и физиология человека. Нервная система. Органы чувств. 2
39 Общая биология Закономерности биологической эволюции. Вид критерии вида.
Формы естественного отбора.
2
40 Общая биология Развитие жизни на земле. Эволюция растений, животных,
человека.
1
41 Общая биология Экосистемы. Экологические факторы. Структура экосистем.
Биосфера
1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структуры);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение. У цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
современную биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).